Служба поддержки клиентов: 8-800-100-2542 +7(8552) 77-33-88
Круглосуточно, звонок
по РФ бесплатный
Для звонков из любой точки мира,
звонок оплачивается по тарифам
Вашего оператора связи
Нажмите для увеличения
АКИБАНК » Актуальное мнение » Новая инструкция по применению, или Как Банк России будет контролировать валютные операции

Новая инструкция по применению, или Как Банк России будет контролировать валютные операции

Версия для печати

Ольга Гумель

Начальник отдела валютного контроля и учета валютных операций управления по обслуживанию корпоративных клиентов ПАО «АКИБАНК»

Паспорт сделки и справку о валютных операциях отменили. Вместо них банки будут ставить контракты (кредитные договоры) на учет

С марта 2018 года начала действовать новая инструкция Банка России №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления». Она отменяет обязанность оформлять паспорт сделки, таким образом, разработчики планировали облегчить жизнь экспортерам и импортерам. О том, какие послабления и новшества появились в новом документе, рассказала начальник отдела валютного контроля и учета валютных операций управления по обслуживанию корпоративных клиентов ПАО «АКИБАНК» Ольга Гумель.

НОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ – НОВЫЕ ПРАВИЛА

– Ольга Геннадьевна, с 1 марта 2018 года вступила в силу новая инструкция Центрального банка №181-И – что она изменила?

– Она изменила правила осуществления валютных операций в России. Теперь вводятся новые требования к подтверждению валютных операций. Инструкция ЦБ РФ № 181-И отменила Инструкцию ЦБ РФ №138-И, которая просуществовала более 5 лет.

Инструкция ЦБ РФ №181-И вносит ряд глобальных исключений: во-первых, отменяется требование оформления паспорта сделки, во-вторых, отменяется требование представления справки о валютных операциях, в-третьих, отменяется требование предоставления договора, заключенного с нерезидентом, и подтверждающих документов, если сумма обязательств равна или не превышает 200 тысяч рублей.

– А какие появились нововведения?

– Я бы выделила четыре ключевых:

Первое: вводится новый порядок постановки на учет контракта (кредитного договора), с присвоением ему уникального номера в момент принятия на учет банком.

Второе: изменено требование к минимальной сумме контракта (кредитного договора) для постановки на учет.

Третье: для резидента-экспортера устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контракта (кредитного договора).

Четвертое: сокращены сроки рассмотрения банком документов при принятии контракта (кредитного договора) на учет банком с 3 (трех) рабочих дней до 1 (одного) рабочего дня.

Стоит отметить, что контроль за валютными операциями со стороны банков сохраняется. Уполномоченный банк имеет право отказать в проведении валютной операции в случае непредставления подтверждающих документов.

КАЖДЫЙ ДОГОВОР ИМЕЕТ УНИКАЛЬНЫЙ НОМЕР

– Каковы основные требования к представляемым документам в соответствии с Инструкцией Центрального Банка России №181-И?

– Первое требование – при проведении операции в иностранной валюте в уполномоченный банк представляются документы не позднее 15 рабочих дней после зачисления иностранной валюты на транзитный счет клиента, а при списании иностранной валюты со счета – в день проведения операции. До представления внешнеэкономического контракта клиентом возможно списание с транзитного счета при представлении кода вида операции в уполномоченный банк. Обращаем внимание: если сумма договора, заключенного с нерезидентом, равна или меньше 200 тысяч рублей, то представляется в банк только код вида валютной операции. Второе требование – при проведении операции в российских рублях в уполномоченный банк представляются расчетный документ и подтверждающие документы. А если сумма договора, заключенного с нерезидентом, равна или меньше 200 тысяч рублей, то клиент представляет только расчетный документ по валютной операции.

– При каком требовании к минимальной сумме необходимо ставить контракт (кредитный договор) на учет?

– С 1 марта 2018 года увеличился стоимостной порог обязательств, при котором резидентам нужно поставить контракт на учет. Раньше сумма обязательств, при которой резиденту необходимо было оформлять в банке паспорт сделки по контракту (кредитному договору), составляла 50 000 долларов США и более. Но с 1 марта 2018 года поставить контракт на учет в уполномоченном банке следует, если сумма обязательств равна или превышает: по импортному контракту или кредитному договору – 3 миллиона рублей; по экспортному контракту – 6 миллионов рублей.

– В какой срок требуется поставить на учет контракт (кредитный договор)?

– При списании иностранной валюты / валюты РФ в пользу нерезидента – не позднее Распоряжения о списании денежных средств.

– При зачислении иностранной валюты / валюты РФ от нерезидента – не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денежных средств.

– При списании или зачислении иностранной валюты / валюты РФ со счета / на счет резидента, открытый в банке-нерезиденте, – не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена операция.

– При ввозе/вывозе товаров при наличии требования о декларировании – не позднее даты подачи декларации на товары.

– При ввозе/вывозе товаров при отсутствии требования о декларировании, при выполнении работ, оказании услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, при исполнении обязательств иным способом – не позднее срока представления справки о подтверждающих документах.

– Есть ли еще дополнительные требования к резиденту, поставившему на учет контракт (кредитный договор), кроме представления документов, связанных с валютной операцией?

– Есть. Например, необходимо предоставить информацию об уникальном номере контракта (кредитного договора):

– При зачислении иностранной валюты на транзитный счет – одновременно надо предоставить сведения о коде вида операции или документы, связанные с проведением операции.

– При списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте – одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты.

– При зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации – не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента.

– При списании валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации – одновременно с расчетным документом по операции.

«БАНК НЕ ОТКАЖЕТ, ЕСЛИ БУДЕТЕ СОБЛЮДАТЬ ТРЕБОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

– Надо ли как-то подтверждать проведение операций документами?

– Безусловно. К таким документам относятся документы, используемые в качестве декларации на товары, заявление на условный выпуск (заявление на выпуск компонента вывозимого товара), и иные подтверждающие документы (транспортные, коммерческие, бухгалтерские).

– В какой срок следует представить подтверждающие документы?

– Не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором на документах, используемых в качестве декларации на товары, должностным лицом таможенных органов проставлена отметка о дате их выпуска.

– Не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены иные подтверждающие документы.

Важное требование новой инструкции – Вы должны предоставить информацию об ожидаемом сроке репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, который определяется на основании условий договора, принятого на учет уполномоченным банком, при осуществлении резидентом авансовых платежей в пользу нерезидента.

Если будете соблюдать все требования, установленные валютным законодательством, Вы застрахуете себя от риска отказа банка в осуществлении валютной операции.

© 2022 ПАО «АКИБАНК»
Лицензия ЦБ РФ № 2587
Закрыть
8-800-100-2542 Круглосуточно, звонок
по РФ бесплатный
8 (8552) 77-33-88 Для звонков из любой точки мира,
звонок оплачивается по тарифам
Вашего оператора связи

Адреса на карте